К старшим классам школьники обычно это понимают и… совершают серьёзную ошибку, начиная презирать своих учителей.
Так делать нельзя. Учителей надо непременно уважать. Потому что человек — социальное животное, и эффективность его обучения падает в разы, когда ему приходится учиться у низкоранговой особи. Таким образом, если школьник не будет уважать своего учителя, ему будет невероятно сложно перенимать от него знания.
2. Взрослые не так медленно учатся, как это пытаются представить в своих морализаторских поучениях педагоги. Тезис «не научишься сейчас, не научишься никогда» в корне неверен. Грубо можно сказать, что материал, который в 10 лет можно усвоить за час, в 30 лет можно усвоить за 2 часа, а в 70 лет — за четыре часа.
Как видите, не такая уж большая разница, если учесть, что у взрослого человека есть масса преимуществ перед ребёнком в плане организации процесса обучения: начиная от возможности более разумно тратить время и выбирать себе наиболее адекватных учителей.
Собственно, главная проблема при обучении взрослых заключается не в том, что взрослый медленнее соображает, а в том, что окончивший школу человек обычно испытывает глубокое отвращение к самому процессу учёбы.
3. Не нужно пытаться сразу делать всё идеально. Лучше выучиться кое-как, чем не выучиться вовсе. Например, если вы будете говорить на иностранном языке с чудовищным акцентом и нелепыми ошибками, у вас будет масса возможностей отшлифовать свои навыки во время практики. Если же вы попытаетесь сразу начать говорить как английская королева и не справитесь с непосильной нагрузкой, никакой практики у вас не будет вовсе.
И тогда вы не только останетесь безязычным, но и получите серьёзную психологическую травму, из-за которой вам будет значительно труднее повторно изучать язык во взрослом возрасте.
4. Сколько-нибудь сложный материал в современных школах не дают, вся школьная программа очень легка для освоения. Это значит, что сильно отстать совершенно невозможно: даже если вы в течение долгих лет игнорировали неприятный вам предмет, нескольких занятий с репетитором и толики усердия обычно хватает, чтобы догнать и перегнать класс.
Причина «неспособности» к какому-либо предмету почти всегда является сугубо психологической: школьник не хочет заниматься, скажем, физикой, отстаёт по предмету, а потом ещё сильнее ненавидит физику из-за того, что отстал.
Кстати, неплохим способом зарядиться энергией для учёбы является чтение художественной литературы по нужному предмету. Например, исторических романов, если нужный вам предмет — это история.
5. Когда учитель говорит, что у вас есть способности к какому-либо предмету, с большой долей вероятности он прав. Когда учитель говорит, что у вас нет способностей к какому-либо предмету, он почти наверняка врёт. Определить ваши способности «на глазок» довольно сложно: даже когда речь идёт о такой казалось бы очевидной вещи как способности к определённому виду спорта.
Особенно опасайтесь разного рода приглашённых авторитетов, которые будут осматривать вас 3 минуты, а потом выносить свой вердикт: эти господа любят троллить школьников голословными суждениями в духе «никогда не занимайтесь музыкой, вам медведь на ухо наступил».
6. Роль коллектива серьёзно преувеличена. Дни рождения, компании, тусовки, пьянки и тому подобные развлечения совершенно необязательны во взрослой жизни. Во взрослой жизни вы сможете сами выбирать — с кем общаться и насколько близко. Если вы будете хорошим специалистом, вас будут любить и радовать деньгами независимо от вашей близости к коллективу.
7. По каждому вопросу есть как минимум два мнения. Исключения весьма редки, и относятся по большей части к самым точным наукам вроде физики и математики. Таким образом, излагаемые вам учителями «факты» являются не более чем одной из точек зрения, которая, возможно, устареет через 10 лет, а возможно — устарела уже 10 лет назад.
Более того, если вы не будете упёртым фанатиком, вы постоянно будете по мере размышлений и поступления новой информации корректировать свой взгляд на мир: зачастую, на 180 градусов.
Кстати, иногда такая смена курса заложена прямиком в школьную программу. Сначала вам говорят, что нельзя вычитать из меньшего большее. Потом запрещают делить на ноль. А ещё чуть позже оказывается, что можно даже извлекать квадратные корни из отрицательных чисел…
В общем, помните, что практически по любому вопросу можно найти две убедительных противоположных точки зрения — выбрать из которых единственно верную зачастую просто невозможно.
8. Учиться интересному вам делу легко и приятно. Если вам неинтересно учиться какому-либо предмету в школе, значит, что-то не так. Или вы считаете этот предмет ненужным, или обучение поставлено плохо.
Важно понимать это, чтобы не поставить крест на обучении после школы или института. Ваш успех в жизни почти не зависит от ваших школьных достижений, но очень сильно зависит от вашей привычки учиться уже во взрослом возрасте.
9. После окончания школы вы удивитесь, насколько глубоко всем безразличны оценки в вашем аттестате. Они немного помогут (или помешают) вам при поступлении в вуз, и на этом их роль будет полностью завершена.
Впрочем, то же самое относится и к вузу: при поступлении на работу обычно спрашивают наличие высшего, реже — наличие профильного высшего, крайне редко — наличие хороших оценок.
Вообще, ценность формального образования невероятно завышена. В то время как знания и навыки в самом деле очень важны, количество отсиженных за партой лет вряд ли принесёт вам сравнимую со стоимостью потраченного времени пользу.
10. Во взрослой жизни гораздо больше свободы, чем в школе. Например, вы сможете сами выбирать во сколько вам просыпаться и чем заниматься во время рабочего дня. Школьный распорядок куда как больше похож на пребывание в армии или в тюрьме, чем на реальную жизнь.
11. Не слушайте учителей, когда они будут давать вам жизненные советы. Вы ведь не хотите стать таким же как они?
Планируйте свою жизнь самостоятельно: без оглядки на авторитетные мнения и нелепые традиции.
12. Деление на классы предназначено исключительно для удобства хранения детей в течение рабочего дня. На самом деле, возраст не имеет особого значения для учёбы и работы. Школьник вполне способен на какое-нибудь взрослое достижение — вроде создания компьютерной игры, музыкальной пьесы или фантастического романа.
Перевод с финского. Автор советов — Пейко Пойонен, доктор педагогических наук.
PS. Раз уж речь зашла о школе, пиарю два образовательных проекта. Система LMS42 — это свободная образовательная система для школьных учителей. С её помощью можно перенести значительную часть учёбы в интернет, и разгрузить тем самым уроки от ненужного расхода времени типа диктовки домашних заданий:
http://lms42.com/
Второй проект — это генератор заданий по математике для школьников от первого до четвёртого классов школы:
http://www.id-ea.ru/
Пока что там простые примеры по арифметике, в планах — добавить геометрию и прочие смежные разделы знаний.
Update. Комментарии на «Эхе Москвы»:
http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/1150598-echo/#comments
Комментариев нет:
Отправить комментарий